ВСТУПЛЕНИЕ

Олдрих Андрысек,
представитель УВКБ ООН в Молдове

Жеоржетта Мардарь,
координатор информационных программ ЦПЧ в РМ

Члены Жюри

Надеюсь обо всем тебе рассказать...
Ираида Барару

Кто, если не мы?
Оля ГАРАЕВА

Быть честным и разумом, и душой
Даша ЛЕБЕДЕВА

Жестокость
Алёна ЧЕСКОВА

Разнообразие человечества - ключ к его выживанию
Владимир МЕЛЬНИК

Все мы дети одной планеты
Дмитрий ШЛАПАК

На веке третьего глаза...
Кристина ГОНЦА

Маленькое эссе...
Наталия БУРМУСОВА

Подальше от смерти
Зоя НАГОРНАЯ

Увидеть все, как есть...
Наташа ЧИБОТАРЬ

Выдержки из эссе
 
 
 
 
 
 
 

Дорогие  друзья,

    Мы рады представить вашему вниманию специальный выпуск молдавской версии международного журнала "Коллаж", который посвящен конкурсным работам молодых талантов, выступающих против расовой дискриминации и нетерпимости. В марте 2000 года Молодежная организация Хельсинкской гражданской ассамблеи в Молдове при поддержке  Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев в Молдове провела республиканский конкурс сочинений-эссе и рисунков на тему: "Молодежь Молдовы против расовой дискриминации и нетерпимости".
    На наш призыв откликнулись ребята со всей республики. Более 100 участников от шести до 22-х лет прислали интересные и красочные  работы. Так что жюри, в состав которого вошли Ефим Ткач, председатель Антифашистского демократического альянса Молдовы; Кейта Абдраман, председатель Общества защиты детей африканского происхождения "Фатима"; Джавид Пакнехад, директор Общества Милосердия  для Беженцев в Молдове; Петру Ешану, вице-председатель Альянса за мир РМ; Сергей Тищенко, ответственный секретарь газеты "Независимая Молдова"; Виктория Дунаева, литературный редактор молодежного журнала "a'MIC"; Людмила Золототрубова, философ; Сергей Карташев, фотохудожник, директор Института развития общества, и Роберт Готовцев, художник, оказалось перед сложной задачей выбрать кандидатов в лауреаты конкурса. Но, по достоинству оценив сочинения и рисунки, они вынесли свой вердикт за круглым столом, приуроченным к Международной неделе антирасизма, в Доме национальностей. В результате было выбрано 13 победителей эссе и рисунков. А также специальные призы предоставили УВКБ ООН в Молдове, Центр по правам человека в Молдове, Хельсинкская гражданская ассамблея в Молдове и МО ХГА.
    Эссе, пришедшие на конкурс, можно условно разделить  на три группы. Первая группа - это анализ исторических фактов и современности. Участники  ищут причины появления расовой дискриминации в тех временах, когда в Америку начали привозить чернокожих рабов, используя их как дешевую рабочую силу: "...от зари до зари трудились рабы на хозяйских плантациях, разлученные со своими семьями, живя в нищете и целиком принадлежа своему хозяину..." (Владимир Мельник).
    Затем Вторая Мировая Война, во время которой фашисты истребляли евреев, цыган, русских, украинцев, молдаван, немцев и др. Конкурсанты пишут про концлагеря, где мучили и пытали пленных, про то, как ратовали и боролись фашисты за чистоту арийской расы, и про то, как противостояли им антифашисты. Многим участникам действительно удалось в своих работах объединить прошлое и настоящее для того, чтобы перед будущим поставить  важный, требующий немедленного ответа вопрос: "А что будет дальше, если мы не искореним дискриминацию и нетерпимость сегодня, именно сейчас?" Ребята рассуждают о действующих сегодня в мире неонацистских группировках, которым надо противостоять и с которыми надо бороться. К сожалению, сегодня нетерпимости и жестокости в мире больше, чем справедливости: во многих странах избивались и избиваются цыгане, а бритоголовые скандируют: "Долой чужестранцев! Бей евреев!", некоторые люди винят в своих бедах меньшинства и видят в них козлов отпущения, в одних странах действуют жесткие законы по отношению к чужестранцам, а в других - существующее законодательство в области защиты прав этнических и других меньшинств просто игнорируется и т.д.
    Вторая группа сочинений - это истории о том, как ущемляются права этнических, лингвистических и др. меньшинств. Авторы эссе бросают вызов предрассудкам, приводя примеры из нашей серой действительности. Они рассказывают об унижениях и страданиях незаслуженно презираемых и оклеветанных людей.
    Третья группа - это предложения участников, как сделать так, чтобы борьба против расовой дискриминации стала более эффективной. "...мне кажется, что нужно постараться  уже сейчас что-то изменить в своем окружении, среди своих друзей. Иначе потом мы можем оказаться еще на более страшных руинах, чем те, которые остались после большого государства, в котором я родилась..." (Александра Вовк).
    Большинство ребят предлагают больше общаться со сверстниками из  других  стран, развивать культуру толерантности посредством уважения традиций и обычаев разных народов, создавать организации, которые выступали бы за права этнических, языковых  и др. меньшинств.

    Примечательно, что никто из участников не призывал к войне и насилию. Конкурсанты предложили решать общие проблемы мирным путем.
    Рисунки, представленные на конкурс, также можно подразделить на несколько групп: одни авторы четко изобразили нетерпимость и жестокость на бумаге (Ксения Брагару, Алена Марьян, Оля и Лена Корниенко и др.),  другие (Алена-Валерия Самбурик, Лилия Доника и др.)  подключили свое воображение и в очень оригинальной форме представили свое видение разрешения проблем на этнической, расовой, религиозной почве. Рисунки были совершенно разные по стилю, но все без исключения очень интересные. Молодым ХГАшникам особенно понравились работы Даниела Просия ("Дом для всех"), Насти Катаевой и Михая Слусаренку. Так как в конкурсе участвовали ребята от 6 до 22 лет, то члены жюри  разбили рисунки на три возрастные группы: первая группа - от шести - до 11 лет, вторая - от 12 - до 16 лет, третья - от 17 - до 22. Учитывалось также и то, что некоторые ребята занимаются рисованием профессионально, а некоторые никогда этим не занимались, но, услышав о теме конкурса, решили выразить свои чувства с помощью карандашей или красок. Очень много рисунков пришло из художественной школы им.Стырча г.Кишинева. Поэтому мы хотели бы поблагодарить руководство этого учебного заведения, в котором занимаются будущие защитники прав человека, и в котором, очевидно, проводится воспитательная работа в области развития культуры толерантности.
    Молодежь Молдовы представила на наш суд свое виденье методов борьбы с расовой дискриминацией. Как показал конкурс, ребята видят в расовой дискриминации не только дискриминацию на основе расы, но и на основе этноса, национальности, языка и религии. Все единодушно пришли к выводу, что будущее нашей страны - это свободная, независимая и целостная Молдова, лишенная предрассудков и негативных стереотипов.
    В октябре этого года в Совете Европы пройдет Международная конференция против расовой дискриминации и ксенофобии. Тысячи защитников прав человека со всей Европы соберутся в Страсбурге, чтобы решить, как в дальнейшем действовать сообща против насилия и дискриминации. К сожалению, только одна общественная организация из Молдовы числится в участниках и соорганизаторах этой конференции - МО ХГА, но, как показал конкурс, большинство молодежи Молдовы готово активно выступать против дискриминации и насилия. Об этом говорят идеи, которые они воплотили в своих работах, и желание действовать и бороться с фашизмом и расизмом. Об этом также говорит и заинтересованность некоторых участников конкурса в работе МО ХГА и их желание присоединиться к нашей деятельности. Это - Инесса Бессонова, Ираида Барару, Даша Лебедева и др. А Настю Катаеву мы уже вправе назвать членом МО ХГА в Молдове.
МО ХГА в Молдове хотела бы выразить огромную благодарность УВКБ ООН и лично представителю этой организации в Молдове г-ну Олдриху Андрысеку, Центру по правам человека в РМ, Департаменту национальных отношений и функционирования языков РМ, ХГА в Молдове, газетам "Молодежь Молдовы" и "Tineretul Moldovei", "Час-пик", "Независимая Молдова", "Деловая Газета", "Faclia" и "Florile Dalbe", радиопередаче "Город и люди", членам жюри и всем участникам конкурса за поддержку, оказанную нам в проведении этого мероприятия.
    А также мы хотели бы поблагодарить правозащитную антифашистскую международную организацию UNITED for Intercultural Action в Амстердаме за оказанную нам информационную поддержку. Спасибо вам всем!

С любовью,

Активисты МО ХГА в Молдове,
подготовившие конкурс:
Виталий Джендоян,
Александра Шейнина,
Дима Гербовцан,
Лена Пештерян,
Дима Шарапановский,
Владимир Марьян,
Надежда Мазур,
Наташа Синяева и многие другие.
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 


    Мне, как представителю УВКБ ООН в Молдове, особенно приятно писать о конкурсе "Молодежь Молдовы против расовой дискриминации и нетерпимости", который  был организован МО ХГА в Молдове в марте и поддержан нашей организацией,  для специального выпуска журнала "Коллаж". Вспоминая день, когда проходила церемония награждения победителей в Доме национальностей, у меня сразу перед глазами возникают радостные лица не только ребят, но и взрослых, на долю которых выпала официальная часть церемонии: "взрослые" правозащитники и члены жюри разбирали конкурсные работы, находили и удачные, и неудачные моменты в них, объясняли молодому поколению, как важно быть толерантным. Исходя из опыта существования УВКБ ООН, выражение нетерпимости очень часто является первым шагом к массовому насилию над правами человека. 22 миллиона беженцев, находящиеся сегодня под защитой УВКБ ООН, на себе испытали это насилие и почувствовали страх быть уничтоженными из-за принадлежности к какой-либо расе, религии, национальности или приверженности к какой-либо политической группе, чьи воззрения и мысли не приветствуются существующим строем.
     УВКБ ООН было созданно после Второй мировой войны для того, чтобы попытаться решить проблемы миллионов послевоенных беженцев. Ведь этот ужасный период истории, когда истреблялись целые нации, принес много людского горя.
14 декабря 1950 Генеральная Ассамблея ООН,  следуя замечательным идеям и принципам и простой  истине  "у  беженцев есть проблемы, но они сами не проблема", заложенным офисом Высшего Комиссара поддержала Мандат помогать и защищать тех, кто преследуется и подвергается насилию.
    50-летие наш офис отмечает в этом году, и мы уже можем сказать, что за 50 лет более 50 миллионов людей на пяти континентах были репатриированы. Мы испытываем смешанные чувства: радость от нашего долголетия и того, что мы уже сделали, и горечь: ведь неразрешенных проблем много.
    УВКБ ООН призвано заботиться о миллионах беженцев в Европе, и наш Мандат защищать и помогать им также полновесен, как и 50 лет назад. Тот, кто может потерять все, но не свое человеческое достоинство, заслуживает международной защиты и вправе помогать себе самому добиваться основных человеческих прав. Отмечая 50-летие, УВКБ ООН поддерживает  упорство тех, кто борется с препятствиями для перестраивающих свои жизни.
    Конкурс объединил молодежь Молдовы независимо от их этнической принадлежности и открыл возможности для творчества и выражения внутренних чувств. Конкурс также  поднял общественное  знание о проблемах беженцев через работы, которые демонстрируют, что человечество не признает угнетение.
    МО ХГА в Молдове заслуживает благодарности за то, что они организовали подобное мероприятие и отразили его в международном журнале.

Олдрих Андрысек,
представитель УВКБ ООН в Молдове


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Дискриминация и нетерпимость воспринимаются как политические термины, определяющие превосходство одной расы над другой, одного пола над другим, одной религии над другой и т.д.
Участники проведенного конкурса доказали, что люди, какого бы цвета у них ни была кожа, христиане или мусульмане, мужчины или женщины, русские или украинцы, равны и располагают одинаковыми правами.
    "Гордиться своей национальностью - это все равно что гордиться тем, что у тебя одна нога левая, а другая - правая"- пишет в своем эссе Женя Карданова.
Центр по правам человека в РМ своей деятельностью содействует построению в республике толерантного общества. Молодежь 21 века расценивает  факты по существу: этническое происхождение, религию, культуру, как нечто делающее людей оригинальными, интересными и разными, не дискриминируя и не презирая их за это.
    Центр по правам человека в РМ отметил шесть работ, участвующих в конкурсе: три эссе и три рисунка. Особое впечатление оставили рисунки Даниэла Просия и Ионела Шестоковского, которые, каждый по-своему, выражают одну и ту же идею.  Оба автора "построили" по дому: Даниэл "построил" дом национальностей, сделав всех людей на земном шаре соседями, а Ионел "сконструировал" дом для всех живых существ на земле - людей, животных, птиц и т.д.
    Эти и другие работы мы также использовали в путеводителе по законодательству в области защиты прав этнических меньшинств, изданном ЦПЧ в РМ в сотрудничестве с МО ХГА В Молдове.

Жеоржетта Мардарь,
координатор информационных программ ЦПЧ в РМ
 


 
 
 
 
 
 


История человечества - нескончаемая череда войн, человеконенавистничества. Попытки остановить поток смерти были столь робкими, бесплодными, что не оставили в ее анналах даже следа. Помнит ли кто о великих миролюбцах? Ведь каждый раз нужно было начинать сначала. А военноначальников? Ими гордились и продолжают гордиться. Призадумался ли кто, кем гордятся народы и люди?
    На смене тысячелетий юная поросль нашего края заявляет о себе помыслами о мире без насилия, без войн, о неприятии расизма, фашизма, антисемитизма, ксенофобии. Она голосует за толерантность. За мир добрых людей! Пусть их сочинения порой наивны и неуклюжи. Но ими движет благородное сердце, чистые помыслы. Сегодня мы называем это явление - ЭКОЛОГИЯ ДУШИ!
Ефим Ткач,
Антифашистский Демократический
Альянс РМ, член жюри конкурса
 
 

    Мне довелось участвовать в конкурсе "Молодежь Молдовы против расовой дискриминации и нетерпимости", организованном МО ХГА в Молдове, в качестве члена жюри. Хочется отметить, что все работы, как рисунки, так и сочинения, были интересны каждая по-своему. Некоторые авторы немного отклонились от темы, но большинству удалось четко выразить свои мысли и идеи по такой непростой и деликатной теме, как расизм.
    Я согласен с теми, кто выразил мысль о том, что самое главное в человеке - его душа и то, что он создает своими руками, и только по этому можно судить о человеке, а не по форме его носа. Лично меня не волнует, какого цвета кожа у человека и какие у него глаза и уши, какую религию он исповедует и т.д. Мне интересны добрые, отзывчивые и воспитанные люди; среди моих друзей есть люди разных этносов, из разных стран, исповедующие разные религии. Однако, мы хорошо ладим между собой и можем рассчитывать на взаимную помощь в любой момент.
    Как члену жюри, признаюсь, мне было не очень легко отдать свои симпатии той или иной работе. Мое сердце радовалось, когда я читал сочинения и рассматривал рисунки. Ведь авторы - это будущее Молдовы, и от их мировоззрения будет зависеть будущее страны. Приятно, что молодежи Молдовы чужды идеи расовой дискриминации.
    Хочу отметить, что идея МО ХГА о проведении в Молдове такого рода конкурсов очень полезна и привлекательна. Такие конкурсы воспитывают молодых людей, сеют в их сердцах семена доброты и любви.
    Да поможет им Бог пронести это через всю жизнь!
Пакнехад Ахмад Джавид,
Директор Центра Милосердия для Беженцев в РМ, член жюри конкурса
 
 

    Наиболее важным в достижении культуры толерантности в обществе являются воспитание и образование молодежи. И этот конкурс является одним из ярких примеров этого. Хотелось бы, чтобы проводилось как можно больше таких мероприятий, способствующих построению реального гражданского общества, в котором все люди равны, независимо от этнической, национальной, расовой или религиозной принадлежности.
Кейта Абдраман,
Общество защиты детей африканского происхождения "Фатима" в Молдове,
член жюри конкурса

 
 
 
 
 

Надеюсь обо всем тебе рассказать...
Ираида Барару, 17 лет
с. Кэлинешть Бельцкого уезда, 1 место

    Лежащий перед нею лист бумаги выглядел огромным полем и, охваченная сильным волнением, Анна, не переставая, вертела пальцами ручку. "О чем писать, что писать?"-думала она, глядя на пустую страницу. Наконец, она прониклась решимостью, глубоко наклонилась над тетрадью, и ее шелковистые кудри развеялись, как дождь черных лучей. Перо бежало по бумаге и, как в сказке, все мысли девушки ложились на лист складно и... навечно.
Мысли - это мимолетная материя, долю секунды длится их существование. Некоторые же могут жить тысячи лет, мудростью своей привязываясь к имени породившего их. Казалось, мысли имеют свою жизнь, в чем-то сходную с людской. И нет ничего удивительного в том, что их судьбы порой заимствованы друг у друга. Иногда человек умирает, мысли же его остаются, а иной раз именно образ человека нимбом покрывается, а мысли его канут в неизвестность. Но разве поступки людей не начинаются с тех же мыслей? И наивная девочка 13-и лет продолжала писать.
    "Когда мои родители поженились, отцу было 36 лет, а маме - 25. Сестра моя Марго родилась в 1926-м году во Франкфурте-на-Майне, а я появилась на свет 12 июня 1929 года. Мы евреи, из-за этого нам пришлось эмигрировать в Голландию. Как и у других людей, в нашей жизни было много беспокойства. Родственники и близкие остались в Германии и подвергались преследованиям со стороны гитлеровцев. После репрессий 1938-го года оба брата матери бежали в Америку, а бабушка переехала к нам. После 40-го года жизнь стала очень тяжелой: началась война, затем капитуляция, немецкая оккупация. Появлялись новые законы, один жестче другого, особенно тяжело было евреям. Евреев заставляли носить желтую звезду, сдать велосипеды, им запретили пользоваться трамваями, не говоря уже об автомобилях. Покупки были разрешены только между тремя и пятью часами, и только в лавках, предназначенных для евреев. После восьми часов вечера запрещалось выходить на улицу, даже в сад или на балкон. Нельзя было посещать кино, театр, не разрешались никакие развлечения. Запрещалось плавать, играть в хоккей и теннис, одним словом, все виды спорта были недозволены. Евреям возбранялось посещать дома христиан, их детей перевели в специальные еврейские школы. Запретов становилось все больше и больше..."
Сколько возможностей открывается, если ты владеешь тайной письма. Не игрой мысли и поворотами фраз, а простой передачей на белый лист бумаги душевного порыва, простого и ребячьего. Самой глубокой является человеческая душа, самым сатанинским - его разум, письмо же испокон веков было верным учеником людей дьявола, с их полными бездны душами.
Анна была новичком, но жизнь научила ее чуть большему, чем ее сверстников. Она знала, что у некоторых людей жизнь совершенно другая.
    Все люди рождаются одинаковыми. Их производят на свет одни и те же факторы, одни и те же физиологические процессы, у них одинаковое строение тела, потребности, но совершенно непонятно, откуда появляются у них различия во взглядах, почему они удивляют нас неслыханными выходками? Разум - это тот дар сатаны, который ведет человека к гибели. Разум говорит человеку: ты существуешь среди множества людей, ты являешься личностью благодаря своим мыслям, следовательно, ты отличаешься от других, другие же одинаковы. Почему бы им не знать тебя, не удивлять тебя, не льстить тебе, так как ты исключение. До сих пор все было общим, но с сегодняшнего дня есть между вами различия. Тот, кто является особенным, требует преклонения со стороны "неособенного", им презираемого, потому что он обыден, зауряден. Но и заурядный требует к себе уважения, считая себя особенным. И сатанинская фабрика мыслей, разум, вырабатывает для каждого из них определенные идеи и принципы. Так получилось, что Анна со своей семьей и всем своим еврейским народом считались еретиками, преследовались и унижались сильными - гитлеровцами. "Я так хотела когда-нибудь вновь оказаться среди друзей, радоваться вместе с ними, смеяться и веселиться, без всякой заботы..."
    Как нелегко пришлось бы Анне, не знай она тайну письма, не будь у нее этого замечательного Дневника, которому она могла бы все поведать. Кем бы стал человек, лишенный многих своих свойств, свойства надежды? Он скончался бы, наверное, от нервных срывов. Увеличилось бы число самоубийц, а старость стала бы редким явлением, роскошью, оплаченной тяжелыми деньгами, доступной только крупным богатеям. Надежда оставляет человеку ниточку спасения, с помощью которой он мог бы найти выход из тупика. Иногда эта нить столь длинна, что у человека, лишенного воли и сил, слабеют нервы и он устает, чтобы идти дальше. Из конца нити он сооружает петлю и давит ею себя, ставя между собой и миром стеклянную стену: невещественное. Тогда он избавляется от давления реальности, и кто знает, может его ирреальность лучше, потому что нигде не сказано, что кто-либо оттуда вернулся.
    "Сейчас необходимо сдержать свои чувства, набраться мужества и принять свою судьбу без ропота, сделать то, что в наших силах, и молиться Богу. Закончится ли когда-нибудь эта ужасная война, станем ли мы снова людьми, не только евреями?..."
    Человеческая душа постоянно испытывает страх перед смертью, призывая себе на помощь надежду. Этот страх испытывает каждая клеточка его тела. Возьмите живой орган, живую ткань, и положите его в раствор ядовитой кислоты. Он начнет биться в агонии, пытаясь сохранить жизнь в своих фибрах. "Боже, упаси", защищается человек, бессознательно питая в себе веру этими словами отдалить злые силы. Может, из-за этого страха человек защищается от смерти. Сопротивляется ей изо всех сил, борясь до последнего, чтобы отдалить ее. Почему? Ведь он рано или поздно умрет, и кто сказал, что смерть не может быть приятной? В душе Анны Франк, проклятой как враг нации ненормальными людьми, зарождается идея, за которую она хватается обеими руками: она должна жить.
    "Когда я начинаю писать, вся моя горечь улетучивается и в душе снова зарождается смелость. Одна мысль меня мучает, и это для меня очень важно, смогу ли я когда-нибудь написать что-то особенное, стать журналистом или даже писателем? Надеюсь, что да".
    "Меня постоянно преследует одна мысль: не лучше ли было бы не прятаться, не лучше ли было бы умереть и не переживать больше все эти ужасы. Тогда и нашим спасителям не угрожала бы опасность, и это самое важное. Но нам страшно даже думать об этих вещах, мы слишком цепляемся за жизнь, в нас еще звучит голос природы. Мы надеемся, что все закончиться хорошо. Пусть все же что-то случится, даже если это неизбежно, пусть нас расстреляют. Нет ничего хуже этой неизвестности, она совсем уже довела нас. Пусть пришел конец и самый страшный, в конце концов мы узнаем: победим мы или умерем".
    Анна Франк, автор самого трагического Дневника, умерла  в непорочном возрасте, 16-ти лет, в концентрационном лагере. После того, как стала свидетелем смерти своей матери, сестры, других родственников и друзей. Единственный оставшийся в живых, ее отец, Отто Франк, вернувшись в Голландию, нашел Дневник Анны. Эта тетрадь стала историческим свидетельством безумного времени. Мысли ребенка - это самое искреннее из всего существующего, он не знает лжи, а его наивность ценится больше, чем все мысли министров и дипломатов мира. Суд ребенка не знает непреклонности, он не обвиняет и не приговаривает. Ребенок спрашивает, почему он сирота, почему голоден, почему физически неполноценен. Почему? Оберегайтесь быть судимыми детьми! Их наивность нелегко покорить, и не пытайтесь защищаться перед ними громкими словами: безопасность, необходимость, неприкосновенность. Они ждут доступного их пониманию ответа, в то время как психологическая практика говорит нам, что непосредственные причины конфликов в низких чувствах: ненависть, зависть, жажда власти. Дети не знают такого.
    Почему люди не могут жить в мире и дружбе? Кому нужен этот страшный катаклизм? Как можно тратить миллионы на войну, когда на культуру, медицину, помощь бедным не тратится ни гроша. Почему люди столь безумны? Я не  думаю, что только великие руководители повинны в войнах. Простые люди также находят в войне удовольствие, иначе они давно бы поднялись против нее. В человеке живет инстинкт убийства, и пока весь мир не изменится, войны будут.
    "Кто бросил на нас это проклятие? Кто провел разницу между нами, евреями, и другими национальностями? Кто сделал наши страдания бесконечными? Нас создал Бог, и он спасет нас. И если мы победим все муки, оставаясь евреями, тогда, быть может, мы станем примером для других. Кто знает, может быть, когда-нибудь наша вера научит людей быть добрыми, и именно для этого мы вынуждены страдать. Мы не можем быть голландцами или англичанами, прежде всего, мы - евреи и ими останемся..."
    Да, прежде всего, мы останемся теми, кем родились. Нельзя считаться англичанином, если ты родился молдаванином. Очень нелегко заставить человека сменить национальность только потому, что так захотелось, из-за глупого каприза. Это даже преступление, так как заставляешь его убить свои воспоминания детства, речь, культуру, заставляешь его погубить дух.

 
 
 

Кто, если не мы?
Оля Гараева, 17 лет,
г. Кишинэу, 2 место

    Недавно я прочитала слова, поразившие меня своей справедливостью "Сегодняшняя молодежь - это мост между разрушенным прошлым и неясным будущим". Да, именно нам выпало все делать заново - пересматривать взгляды и суждения, опровергать стереотипы, решать споры отцов. Резкое столкновение с сегодняшней реальностью - это и хорошо, и плохо, потому что именно в такие сложные моменты истории формируется самостоятельная личность. А наша реальность - это, в первую очередь, конфликты, порожденные невозможностью самореализации в социальной, духовной, экономической сфере. Именно поэтому слабому, глупому человеку кажется, что соседу везет незаслуженно, а если этот сосед другой национальности, пола, вероисповедания или недавно переехал сюда из другой страны, то вот еще несколько причин для возникновения межнационального конфликта. Всегда найдется кто-нибудь (человек, группа людей, государство), кто сумеет использовать факт превышения запросов над возможностями в своих целях, объясняя это общественными интересами. Так возникает дискриминация по цвету кожи, языку, полу, по принципу "свой - чужой".
    Мне кажется, что стремление отделить своё от чужого - это древний инстинкт самосохранения рода. Этот инстинкт сохранился у человека (вспомним Спарту), тем более, что вследствие планетарного его распределения в группах людей закрепились связи со средой обитания,   характерные (цвет кожи, разрез глаз, рост) и психологические (темперамент, быстрота реакции) особенности. Человечество разделилось на разные народы. У каждого из них появились свои боги, и они стали спорить, у кого из них они могущественнее, чья религия правильнее, чей народ древнее и чья мудрость жизни глубже. Так появился мусульманский джихад, ку-клукс-клан и суд Линча. Так стали презирать кочующих цыган и ненавидеть отовсюду гонимых евреев. Стремление стай птиц заклевать чужого превратилось в Холокост.
    Глупость одних, слабость других, полное равнодушие третьих порождают нетерпимость, переходящую в дискриминацию - самоуничтожение всего человечества.
    Я думаю, эволюция человечества сравнима с ростом ребенка, который в определенный период переживает кризисный возраст. Так человечество время от времени переживает духовный кризис, возникающий в период экономических и политических конфликтов. Мне кажется, что сейчас, накануне 21 века, у нас такой же духовный кризис. Этнические конфликты, расовая дискриминация -это начало мировой катастрофы.
    Поэтому, я верю, именно сегодня в муках, окруженных трагедиями, рождается новое мышление, новые принципы сознания и существования. Собственно, они не новые, они вечные. Человечество знает эти принципы и хранит их сотни тысяч лет. Именно сейчас, сегодня они должны стать основой жизни каждого из нас.
1) Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой;
2) Права одного кончаются там, где начинаются права других;
3) Слушай не только себя, но и оппонента;
4) Другой - не значит - плохой.
Изменение сознания человечества - это, конечно, сверхзадача. Но помогать людям понять себя и причины, из-за которых появляется неудовлетворенность жизнью, помогать и учить разрешать конфликты и войны, сохранять свое духовное здоровье, а следовательно, бороться против дискриминации - вот то, что особенно нужно человечеству сегодня. Вот почему я решила стать психологом. Ведь кто, если не мы?

 
 
 
 

Быть честным и разумом, и душой
Даша Лебедева, 16 лет, г. Кишинэу,
2 место, Специальный приз УВКБ ООН в Молдове

    Маленький Никита беззаботно играл с подарком родителей - детским паровозиком с семью вагонами. Мама сидела на диване и смотрела очередной выпуск новостей. За окном была прекрасная погода, щебетали птички на зеленых ветках, теплое солнышко сияло и улыбалось окружающему миру. Чувствовалось - вокруг лето. Никита отвлекся от игры сообщением в выпуске новостей о столкновениях  между сербами и хорватами в Югославии, о ненависти одного народа к другому. По окончанию передачи, мама собралась уже выключить телевизор и отправиться на кухню готовить ужин, но ее остановил неожиданный вопрос сына:
- Мама, почему люди так ненавидят друг друга? - Никита посмотрел на удивленную маму умными глазенками, которые ожидали ответа на заданный вопрос. Мама улыбнулась, села на диван и посмотрела Никите прямо в глаза: "Легко свалить все на то, что так устроен человек. Из-за ограниченности, жадности и самомнения он возненавидел другие нации, которые ему, эгоисту, мешают дышать свободно. Поэтому и порождаются стычки, столкновения между нациями, превращающиеся в расовую дискриминацию. Никита, дорогой мой, умный мальчик, не озлобляйся и не участвуй в межнациональных рознях. Мы стали жестче из-за ужасной сегодняшней жизни, падающей экономики и многомесячных невыплат зарплат. Мы срываем свое раздражение на окружающих. Одна нация презирает другую, пытается показать свое превосходство, смеясь над остальными нациями, считая их глупыми и необразованными. Истребление одной нации другими - это намного ужаснее войны. Ведь гибнут безвинные дети, женщины, старики из-за того, что в них течет другая кровь, которая стала ненавистным клеймом для сторонников "расовой теории".
    В прошлом году я была в Иерусалиме. Одним из пунктов нашей экскурсионной программы было посещение Яд- Вашем - места вечной памяти и скорби по убитым. Я смотрела на рисунки детей из холодных застенков жуткого концлагеря, где ребенок через редкую, узенькую щелочку тюрьмы любовался зеленым лепестком и изумрудной травкой, спрашивая у мамы: "А что это? Оно живое?" Когда я вышла на улицу, посмотрела на чистое, лазурное, голубое небо без единого облачка - ясное, как слеза ребенка, я не верила увиденному и услышанному, тревожные мысли не покидали мой разум. "Как это ужасно" - тихо промолвила мама и посмотрела на Никиту.
    Рассказ мамы поразил его сознание, услышанное походило на страшную сказку. Люди настроены враждебно, перестроить их на мирную волну не так просто: испорчен на долгие годы передатчик. Давай помечтаем и представим себе мир без голода, жадности, где люди живут в братстве, и их не тревожат корыстолюбие и ненависть. Об этом можно лишь мечтать и петь песни.
"Никита, тебе семь лет, и впереди тебя ждет судьба быть достойным представителем своей страны, желающему изменить ее жизнь к лучшему. Вступи в новый век с чистыми помыслами, с добрыми чувствами в душе и с мирными намерениями по отношению к окружающим. Тебя повезет в будущее этот милый паровозик - мама указала на игрушечный подарок. - Он повезет тебя в светлую даль будущего. За собой вези семь вагонов - семь качеств, которые пригодятся тебе:
Первое - любовь, которую храни и дари близким.
Второе - добро. Старайся ко всем относиться по-доброму. Они тебе ответят тем же.
Третье - терпимость. Терпение всегда вознаграждается.
Четвертое - мудрость в поступках и действиях. Слушай разум, он подскажет вернейший путь.
Пятое - умение оценивать людей по их характеру, а не по национальности.
Шестое - честность. Будь честен со своей душой и совестью.
Седьмое - смирение, то есть не будь гордым и не возвышай себя над другими.
Запомни эти качества, и пусть они будут твоими жизненными правилами".
Мама обняла своего сына, и они вместе пошли готовить необычный ужин. Стол украшали аппетитнейшие блюда: молдавская зама, украинские вареники, русские соления, восточные сладости. Вечером подошли гости - интернациональные друзья папы. Царила веселая, теплая, дружеская атмосфера. Все чувствовали себя прекрасно.

Расовая дискриминация - это усталость в маминых глазах. Мама вечером заходит  в квартиру и дает волю своим слезам, поскольку на работе ей угрожают увольнением из-за того, что она не знает румынского языка.
Расовая дискриминация - это проблема моей старшей сестры, которая стремится приобрести конкретную профессию, но вряд ли это произойдет, так как в ВУЗе, где бы она хотела учиться, нет преподавания на русском языке.
Расовая дискриминация-это полное отсутствие разъяснений учителей, общества простыми словами, что мы: русские, молдаване, украинцы, болгары - должны найти что-то общее и жить в мире и согласии.
Расовая дискриминация - это отсутствие должного внимания к изучению румынского языка, наше нежелание изучать государственный язык.
Оксана Рангу, 14 лет, г. Кишинэу

 
 
 
 

Жестокость
Алена Ческова, 16 лет,
г. Кишинэу, 3 место

- Эй, мисс Самая Загорелая! - услышала она вслед, - Иди умойся! Дружный дикий хохот раздался у нее за спиной. "Ну за что мне это наказание? За что?"
- Не обращай на них внимания, - услышала она голос за спиной. Обернувшись, увидела плечистого улыбчивого парня. Она его сразу узнала - это был ее новый одноклассник.
- Я - Эдик, - представился он. А тебя Джесси зовут?
- Да, - ответила она, протянув руку, но потом резко отдернув. Эрик успел  ухватить ее руку и стал жать так сильно, что Джесси сморщилась от боли.
- Не стоит, Эд, - промолвила она.
- Почему? - с усмешкой проговорил он. - Только потому, что у нас разный цвет кожи? Ты ведь об этом подумала, да?
- Тебя не поймут...
- Ну и пусть! - упрямо ответил Эдик, и на его лбу появилась юношеская морщинка. - Давай помогу, - он взял у Джесси учебники. - Куда пойдем? Ты ведь неподалеку отсюда живешь?
- Ты такой милый...
- Ты тоже. Где ты так хорошо выучила язык?
- Знаешь...
    Они шли и смеялись. Джесси рассказала Эдику о своей жизни в ЮАР, о своих друзьях и родителях, по которым очень скучает, о том, как сложно было уехать оттуда, и о том, как  тяжело чувствовать себя в чужой стране, где не всегда можно встретить любовь и понимание, а чаще - нескрываемую неприязнь, только потому что ты отличаешься от жителей этой страны цветом кожи.
-Не переживай, Джесс. Ведь много людей умных, порядочных, и, поверь, скоро у тебя появится много хороших и преданных друзей.
    И еще, ты думаешь, легко не позавидовать мисс Загорелой? - улыбнулся Эдик.  Прозвище, звучащее до сих пор как унижение, стало проявлением если не любви, то, по крайней мере, дружбы.
    Эдик и Джесси подружились и проводили вместе все дни напролет. Они вместе готовили уроки, бегали в библиотеку, а на переменах толкались в школьном буфете. Большинство девчонок и ребят полюбили Джесс, у нее появились новые друзья, как и обещал Эд в момент их первой встречи. А в День Святого Валентина Эдик и Джесси были названы Мисс и Мистер Сладкая парочка. И они действительно были самой красивой парой в школе.
    Как-то Джесси и Эдик возвращались домой через городской парк. Эдик остановился и притянул Джесс к себе, осторожно коснулся ладонью ее щеки. "Джесси, ты очень красивая. Я счастлив, что ты у меня есть. Вчера ночью мне приснился сон, что я тебя потерял...мне хотелось кричать, но я лишь молча сжал кулаки и зажмурил глаза. Проснулся - и понял, что ты со мной и никто тебя у меня не отнимит!
    Джесси грустно улыбнулась, взъерошила его светлые волосы и поцеловала. "Я тоже тебя люблю и..." - она не успела договорить, сзади послышался дикий хохот.
- Эй, Твикс-сладкая парочка, что, любовь в сердцах проснулась? Мистер, в нашей стране иметь какие-либо отношения с неграми запрещается. Вы разве не знали? Что ж, прийдеться разъяснить тебе это. Эд прижал Джесси к себе. Перед ними стоял Олег со своими дружками. Олег терпеть не мог Джесси, она для него стала "чернокожим отродьем".
- Олег, уходи. Это мое личное дело. Я в праве выбирать, с кем общаться и кого любить. - невозмутимо промолвил Эдик. Олег лишь презрительно загоготал в ответ.
- Пошли, Джесс, не обращай внимания... - Эд схватил Джесси за руку.
- Никуда вы не пойдете! - Олег с ненавистью набросился на Эдика. Он ударял Эда по самым уязвимым местам, а когда тот упал, то стал пинать ногами. Дружки, до сих пор стоящие поотдаль, решили тоже поучаствовать в избиении Эдика. "Это тебе за то, что ты, белый, гуляешь с этим "чернокожим отродьем"! - кричали они ему. Джесси заплакала, она бросилась защищать Эдика, но ее оттолкнули. Она упала и стала звать на помощь. Кто-то вызвал полицию, и лишь полицейские смогли оттащить разъяренных ребят от Эдика. Джесс подползла к нему. "Эд, Эд..." - тихонько звала она его, вытирая кровь с его лица.
    В больнице Эдик скончался, так и не прийдя в сознание. Джесси плакала, уткнувшись в плечо отца Эдика, поседевшего за одну ночь. "Почему, почему, - шептали ее губы, - почему они сделали это? И все из-за меня, из-за того, что у меня другой цвет кожи. Я - причина всему... А этот сон... Но, может быть, это лишь сон...". Она вспомнила о сне, о котором рассказал ей Эдик. Сжала кулаки и крепко зажмурила глаза... Но это был не сон.

 
 
 
 

Разнообразие человечества - ключ к его выживанию
Владимир Мельник, 16 лет, г. Кишинэу,
Специальные призы УВКБ ООН в Молдове
и Центра по правам человека в РМ
 

"Если бы у мира была одна голова, его было бы легко обезглавить"
Тамерлан

    Люди делятся на добрых и злых, на честных и подлых, на щедрых и безмерно скупых. Характер человека, его мысли и дела не зависят от его цвета кожи или формы лица. Самое главное в человеке - его душа, то, что он создает своими руками, только по этому можно создать мнение о человеке, а не по форме его носа.
    С начала эпохи великих географических открытий, когда западная цивилизация впервые познакомилась с  непохожими на её представителей народами, до середины прошлого века, большинство европейцев видело в представителях других рас, в лучшем случае, неполноценных людей, а в худшем - скот, пригодный лишь для выполнения самой черной и неблагодарной работы. В полной мере на себе это испытали привезенные в Америку африканские рабы. Торговцы "живым товаром" называли их "черным деревом", и многие из них, разбогатев на коверкании чужих судеб, становились владельцами гигантских плантаций, на которых от зари до зари трудились рабы, разлученные со своими семьями, жившие в нищете и целиком принадлежавшие своему хозяину. Они были бесправны, рабовладельцы разводили и обменивали их словно животных, абсолютно не считаясь с ними. Рабов продавали с молотка целыми семьями... Хотя после гражданской войны ситуация и изменилась к лучшему, но должны были пройти десятилетия, прежде чем закреплённое на бумаге равенство стало воплощаться в жизнь...
    Сейчас в Америке, как и во всём мире, много говорят и пишут о расизме, детям с юных лет прививается идея равенства всех народов, населяющих Землю. Маятник качнулся в другую сторону, и теперь во многих странах всё больше и больше стирается грань между расами. Сегодня уже практически исчезло разделение по цвету кожи: в одной школе учатся дети разных народов, и многие из них считают это нормой. Во многих фильмах наравне с белым героем есть и азиат, и афроамериканец, которые ни в чем ему не уступают, а во многом и превосходят его. В прессе и по телевидению уже даже не говорят о равенстве всех людей между собой, это считается само собой разумеющимся. Трудно поверить, что всего лишь около пятидесяти лет тому назад появились люди, провозгласившие себя венцом творения, а свою расу - единственно достойной жизни на Земле. Хотя они и были побеждены, но их идеи просуществовали и до наших дней. Это объясняется тем, что во многих своих неудачах, в бедности страны люди склонны винить других, а не себя. Нищета, неустроенность порождают агрессивность, а она, в свою очередь, является источником насилия. Но не только из-за этих факторов в обществе могут возникнуть профашистские настроения, богатство порождает жадность, основанную на страхе потерять годами скопленное состояние. Такие страны, как и люди, боятся "засилья иноземцев", которые могут отнять их рабочие места, их дома - все, чем они так дорожат. Это обоснованный расизм, циничный, но понятный; куда страшнее его необоснованная, тупая ненависть ко всему чужому, непонятному, а оттого необходимому быть уничтоженным, растоптанным, вдавленным в грязь.
    В нашей стране до недавнего времени проблема национальной принадлежности не стояла очень остро, все были гражданами гигантского многонационального государства, и людям было практически всё равно, к какому народу ты принадлежал. С развалом СССР в каждой стране началось "великое разделение народов", когда люди, просыпаясь, обнаруживали, что находятся в чужом государстве. В нашей стране была поднята тема государственного языка и национальности, абсолютно не считаясь ни с прошлым, ни с настоящим этой земли. Я полностью согласен с тем, что государственным языком Молдовы должен быть румынский, но на переходном этапе к нему можно было бы добавить и русский. Наша страна издавна лежала на пересечении путей многих народов и не была отрезана от окружающего мира высокими горами или опасным для кораблей морем, поэтому не нам говорить о "чистоте расы", ведь мы, как никак, европейцы, а не отрезанное от всего мира дикое племя, не знающее огня.
    Сегодня в нашей стране нет четкого разделения по национальному или расовому признаку, хотя еще встречаются люди, искренне верящие, что единственный путь выхода из кризиса - национальная "чистота" населения. Трудно провести черту, разделяющую наш народ, ведь среди нас есть люди и с белой, и со смуглой кожей. Поэтому я считаю, что гражданином Молдовы вправе считаться любой человек, живущий на этой земле, уважающий её историю, язык, традиции и делающий всё для её развития и процветания...
    Разнообразие человечества - ключ к его выживанию и одновременно - источник величайших страданий. Сейчас в нашем мире всё больше и больше происходит смешение разных рас и народов, сплавляюшие их в единый, монолитный организм, который обладает всеми достоинствами каждого из населяющих Землю народов, стараясь не перенимать их недостатки. С появлением телевидения, интернета люди стали больше узнавать друг о друге, учиться понимать чужие культуры. Постепенно возникает сближение между разными народами, распространяются идеи о свободе и равенстве. Благодаря всемирной компьютерной сети, люди из разных уголков света могут общаться друг с другом, обмениваясь  информацией,   идеями.   Так  стало возможно   создание интернациональных организаций, в которых людей прежде всего интересует твой характер и способности, а не цвет кожи... Хочется надеяться, что всё это не увянет, а пойдёт в рост и принесёт плоды доброты, взаимопонимания нашим потомкам, которым жить в этом мире после нас.

 
 
 
 
 
 
 
 

Все мы дети одной планеты
Дима Шлапак, 16 лет, г. Кишинэу,
Специальный приз Центра по правам человека РМ

    Есть во вселенной удивительная планета. И населяют её удивительные люди. Истинно-чёрные, как самая нежная ночь, медово-жёлтые, как благородный янтарь, красновато-коричневые, как дорогое ореховое дерево и белые, чей цвет напоминает нераспустившийся бутон лотоса.
Легенда гласит, что произошли они от четырёх братьев-богатырей. Чёрный впитал в себя силу земных недр, красный приручил коварный огонь, жёлтый побратался с самим солнцем, а белый умел повелевать водой и ветрами. Дружно и счастливо жили братья. Вместе трудились в поте лица, вместе боролись с трудностями и невзгодами, вместе плясали на весёлых праздниках. И знали они, что их сила в единстве. И цвели цветы, и заливались птахи, и плодоносило всё вокруг.
    Много времени утекло с тех пор. Уже потомки великанов разбрелись повсюду: чёрные заселили Африку, красные - Америку, жёлтые - Азию и Австралию, а белые - Европу. Но нет сегодня страны, где ни проживали бы представители разных рас и народов. Все они - дети единой планеты.

Гимн языку

    Каждый народ владеет огромным сокровищем - родным языком. В нём слышен шёпот листвы, журчание весенних вод и вечная, незатихающая колыбельная песня матери. Какая божественная музыка! Что может в мире с ней сравниться?
    Язык - это душа народа, его счастье и боль, его радость и печаль, его достижения и твёрдая вера в прекрасное будущее. Барды и менестрели, акыны и лаутары, кобзары и песняры сохраняли в своих напевах его красоту. Его воспевали поэты и обогащали писатели. Он является главным достоянием народа.
    Мы любим родную речь, постоянно восхищаясь ее дивным звучанием. Но и другие народы гордятся тем, что им досталось от их предков.
Уважение к ним проявляется в уважении к их нравам, обычаям и, конечно, языку. Выучив иностранный язык, мы приобщаемся к иной культуре, непохожей на нашу, и приобретаем новых верных друзей.
    Как прекрасен язык Шекспира! Как выразителен язык Бодлера и Гюго! И как торжественно звучит язык Гейне и Гёте! Польский язык удивителен стихами Адама Мицкевича, украинский - Тараса Шевченко, латышский - Яниса Райниса, румынский - Михая Еминеску, а русский - Александра Сергеевича Пушкина. Хотелось бы чтоб ни на минуту не умолкал прекрасный гимн родному языку!

Птицы разорённых гнёзд

    Но не всегда законы терпимости и добра торжествуют на земле. Зло многолико и коварно и обладает недюжинной силой. Оно ведёт к национальным и расовым конфликтам, к вооружённым столкновениям и кровопролитным войнам. Оно заставляет тысячи мирных граждан покидать свой кров и отправляться навстречу неизвестности. Вспомним Курдистан и Косово, Карабах и Фергану, Чечню и Приднестровье! Бесконечные вереницы чёрных от усталости и горя беженцев. Окаменевшие лица - маски. Загляните им в глаза! В них застыли тоска и безысходность, ужас от пережитого и невыплаканные слезы расставания с Родиной. И всё это - результат политической, национальной или религиозной нетерпимости.
    Остановим этот трагический процесс! Все люди доброй воли должны сплотиться и больше не допускать повторения всех этих ужасов! Пусть слово "беженец" исчезнет из современных толковых словарей! И пусть никогда не будет несчастных птиц разоренных или сожженных дотла гнёзд.
 

И да восторжествует любовь

    "I 1оvе уоu!" ("Тi аmо!") - страстно шепчет вечно влюблённый Ромео вечно юной Джульетте. "Jе t'аimе!" - без конца повторяет Тристан своей Изольде. "Н araphmenh mou" опять и опять слышит красавица Хлоя от пастушка Дафниса. "Я Вас люблю..." - это нежное послание пушкинской Татьяны Евгению Онегину. "Те ador!" - разве не это восклицает в полночь пленительное небесное светило Лучафэрул своей возлюбленной принцессе Кэтэлине? Любовь не имеет границ и национальности. Любовь всесильна и прекрасна. Она начало жизни. Ей чужды национальные и расовые предрассудки. Она от Бога. И да восторжествует любовь!

Молдова - наш общий дом

    Наша маленькая Республика Молдова занимает достойное место в сообществе европейских государств. Совсем недавно она пошла по пути демократического развития. Но разве легко избежать целого ряда проблем? Как совместить интересы всех 140 национальностей, проживающих в стране? Как воплотить в жизнь чаяния большинства, не умаляя при этом достоинства национальных меньшинств? И как бороться с любым видом дискриминации и нетерпимости?
Трудно сразу найти ответы на поставленные вопросы. Уже сделано несколько неверных шагов. Уже с недоверием и подозрительностью смотрят вчерашние друзья друг на друга. Не скоро забудутся нанесённые обиды. И всё же мы должны помнить: наша сила в единстве! Молдова наш общий дом, не подлежащий продаже и разделу. В ней есть место людям разного цвета кожи, вероисповедания и разных национальностей. Только вместе мы превратим свою страну в цветущий благоухающий сад. Пусть президенты нашей республики будут всегда "пилигримами мира"! Пусть любой житель планеты надолго запомнит наше гостеприимство!
А сегодня мы, молодёжь Молдовы, дружно говорим в полный голос:
"Нет - национальной и расовой нетерпимости!
Нет - антисемитизму и фашизму!
Нет - имперскому шовинизму! Всегда и везде".

 
 
 
 
 
 
 

На веке третьего глаза...
Кристина Гонца, 18 лет, село Бричень,
специальный приз Центра по правам человека РМ

    "Все человеческие существа рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и сознанием и должны вести себя друг с другом в духе братства".
    Зачем же тогда в начале III тысячелетия нам приходится говорить о расизме и нетерпимости? Почему до сих пор существуют преграды на пути к свободе? Зачем философствовать о первостепенности человеческого существа, если мы не в состоянии признать то, что другие могут быть такими же хорошими, как и мы? - вот те вопросы, на которые должны будут ответить завтрашние взрослые, тo еcть сегодняшняя молодежь. (...) "И Бог благославил их, сказав: "Растите и размножайтесь, и наполняйте землю, и подчините ее себе..."
    Бог подарил человеку свободу, ставшую идеалом, веру, грех чувствовать себя хозяином и быть сильным и всезнающим, но тот же Бог дал человеку свободу создавать препятствия на пути, в том числе и к собственной, свободе, и считать себя лучше других. Отсюда и "арийский Христос"  Фихте, и "черная проблема", и апартеид, которые вместе взятые привели к многим жертвам и которые проявляются в теории расизма: "политике расовой дискриминации", утверждающей превосходство  одной расы над другой. Расовые аргументы служат расовой сегрегации, доходя до программы физического уничтожения. Таким образом, посредством идеологии человек располагает свободой легализации убийства.
    Национал-социализм заключает человека под тиранией экономического фактора, но подымает его на ступень выше в биологическом смысле, в расовой дисциплине. Не человек со своими внутренними ресурсами создает историю, а человек как фактор расы. Но история принадлежит нам всем: черным, белым или желтым, и каждому из нас. Над всеми нами довлеет та же связь истории - время. Абсолютно у каждого человека своя судьба: свое прошлое и будущее, но неизбежен и конец: смерть и возрождение через историю и в истории. Сегодня человек белой расы и западной культуры еще сохраняет первостепенное положение в обществе. Его привилегированная позиция кажется ему знаком его предназначения создавать ценности, которые люди другой расы могут лишь освоить. Белый человек считает, что сформировался сам, и только ему предназначено выполнение цивилизаторской миссии. Здесь расизм ошибочно оперирует другой валентной связью - ценностью. Современный человек - материалист. Ценность для него измеряется в деньгах, сантиметрах, килограммах и цвете /кожи: пр.пер./, и все это отнюдь не только в предметах, но и в отношении людей.
    Настоящей ценностью истории остается человек, то, что он оставляет, - это культура. Искусство чувствовать, культура не относятся ни к генетике, ни к экономическому прогрессу, а к самому интимному культу человечества: преобразовывать мысль, чувство в осязаемую реальность.
    Я бы назвала ХХ век веком обманной риторики, поскольку было сделано столько фальшивых заявлений ... в том числе и относительно расизма и толерантности. Пакты, законы, конвенции..."но человек является ни тем, кем хочет быть, а тем, что он делает" и, перефразируя Экзюпери, спрошу: "Как измерить человека посредством соглашения или заявления?" Отвечаю: "Никак", поскольку "человек - это вечный источник мудрости и глупости". Философия, социология, логика, история, биология, история религии - все эти области должны убедить нас, что человек всякий  раз иной, как способ мышления и чувствования, а мы, в свою очередь, должны внушить себе и убедить других, что каждый, создан "по образу Бога", каждый является соперником Божества, обязанный и долженствующий достичь в себе совершенство.
    В таком случае грех обвинять негра в том, что он негр, цыгана в том, что он цыган, или какое-то религиозное меньшинство в проповедуемом им культе. И велик грех против первого завета: "Я единственный твой Бог". Этот завет в каком-то смысле абсурдный и надменный, имеет намного более глубокую основу, относясь к интимности каждого. Наш Бог - это он: белый или черный? А может, у него узкие глаза, как у китайцев? Христианство, или буддизм, или какая-то иная секта: является ли она правильной религией? Мы не знаем и не будем знать никогда, потому что фортуна слепа, но знаем зато нечто более важное: мы люди, и человечность начинается за пределами биологии, на веке третьего глаза, который имеет каждый из нас.
    Бросаю взгляд на газеты. Войны... Между мусульманами и христианами; сек-танты, убивающие невинных людей; меньшинства, прибегающие к услугам террористов, чтобы отстоять свои политические права.
    Политика! Она имеет и должна иметь свою долю справед-ливости, потому что, "если нет закона, нет свободы. Потому что свобода означает то, что ты свободен от запретов и насилия со стороны других, и это не может быть там, где закона нет".

 
 
 
 
 

МАЛЕНЬКОЕ ЭССЕ...
Наташа Бурмусова, 17 лет
Чадыр-Лунга, Специальный приз МО ХГА

    Никому не было дела до маленького Джони, уныло молчавшего в уголке дивана, на котором разрешалось сидеть только хозяйским детям. Сегодня все уехали на блестящей чёрной машине в город, оставив дом в мрачном оцененении пустоты. О Джони никто не подумал, о Джони некому было думать. Его мать давно исчезла, оставив на память лишь маленький кричащий свёрток и обещание о большой шоколадке. Ему тогда было уже четыре, а Синди только неделя. Тётя, работающая уборщицей в одном из многочисленных офисов, давно перестала учить не обращать внимания на грубые насмешки и обиды от хозяйских детей.
    Детская, не смываемая никакими молитвами слеза по-взрослому скупо скатилась по чёрной как смоль щеке и повисла на широком носу. Её радужная оболочка не по настроению весело играла на солнце. Мальчик уныло побрёл к ручью, на ходу вытирая мокрый нос. На улице Синди играла сама с собой в магазинчик, попеременно продавая и покупая пыль, камни и листья. Её смуглый лобик омрачался морщинками, когда пыль, отмеренная на глаз, стоила непомерно высоко, и тут же уступало место белозубой до нереальности улыбке. И детский смех разносился по всей улице, возвещая о том, что сделка, наконец-то, заключена. Её упругие пружинки волос весело торчали во все стороны.
    Джони завистливо вздохнул. Он уже взрослый. Ему уже восемь. Он не может больше так беспечно смеяться. Ему надо заботиться о Синди. Ведь она не виновата в том, что её кожа напоминает чернослив, который он видел лишь на картинке в книжке хозяйского мальчика, но никак не молоко, которое покупает ему тётя, когда он болеет. Какое же молоко на вкус, он уже давно не помнит, так как его выпивает Синди. Ей нужнее: она маленькая.
    Синди серьёзно взглянула на брата, и в жалких детских глазенках сквозил вопрос: "Тебя опять побили?" Хорошо, что у него ссадина незаметна, а то бы Синди опять горько плакала и обещала, что когда она вырастет, то станет его мамой и будет защищать от всех, всех, всех. Только надо бы побыстрее вырасти, а в магазин она уже ходить научилась.
    Джони побрёл дальше, оставив Синди в куче пыли.Огромный валун, чёрный, как он сам, одиноко стоял на берегу речушки, мешая воде и всему, что по ней движется. Слёзы опять потекли из его глаз. Мальчик сердито засопел, злясь на самого себя. Он больше никому не позволит себя бить. Он станет лучшим в школе, он станет сильным, самым сильным, и его все будут бояться. Мечтательно улыбнувшись, Джони кому-то погрозил кулаком и тут же стал планировать, кого и как он накажет.
Тихо, чтобы не помешать брату, Синди подкрадывалась к ручью. Ей уже давно надоело играть самой с собой. И даже уже не хотелось думать о красивом белом платье с розовыми бантами и большой кукле с неё ростом. Забравшись к брату, Синди опустила свои ручонки ему в волосы. "Джони, - тихо позвала она, - Джони, пойдем домой. А то опять тётя Мэгги драться будет".
    Вечером Синди всыпали за то, что она сказала, будто бы Боженька нечестный. Ведь Он не дарит всем одинаковые подарки на Рождество и День Рождения. Уже ночью, судорожно всхлипывая и прижимаясь своим маленьким тельцем к брату, в полудрёме, забывшись, она, глубоко вздохнув, спросила: "Джони, а когда наша мама вернётся, она привезёт мне красивое белое платьеце?"

 
 
 
 
 
 
 
 

Подальше от смерти
ЗОЯ НАГОРНАЯ, 17 лет,
г. Кишинэу

    Военная лихорадка на Кавказе для многих стран бывшего Союза с каждым днем становится все ощутимее. И не только благодаря ставшим уже привычными (!?) репортажам с мест боевых действий и сводкам о погибших. Прицельно-слепые бомбежки, с одной стороны, и ожесточенные выстрелы и разряды мин, с другой, продолжают "выдавливать" людей разных национальностей из того кирпично-человеческого котла, в какой ныне превратилась Чечня и особенно ее столица. Пешком, на автомобилях, тракторах, автобусах тысячи беженцев пробиваются к административным границам когда-то братских республик. Куда угодно, лишь бы подальше от смерти. Так, за несколько месяцев еще вчера благополучные обыватели превратились в нищих, кочевников, бомжей, надломленных физически и морально. Чтобы уехать, а значит выжить, большинство из них вынуждено было оставлять и отдавать последнее. Как это СЛУЧИЛОСЬ, например, с семьей Чермуевых, которые в числе чуть более ста (по официальным данным) человек нашли приют в Молдове.
    Первым в Кишинев приехал Алан. Это было в конце сентября. Еще тогда он, эколог, религиовед по призванию и педагог по роду своей деятельности, понял, что нужно во что бы то ни стало вывозить из неспокойного Грозного пожилую мать и беременную невестку с двумя детьми-подростками Его брата, закончившего в свое время Московский сельскохозяйственный институт по специальности "зоотехник", война застала далеко от дома. Он ездил в Киргизию отговаривать своего родственника, работающего в этой республике хирургом, вернуться обратно домой и заняться семейным бизнесом. И, конечно, не только не уговорил, но чуть было сам не остался там, потому что с графой в паспорте "чеченец" проехать по необъятным просторам СНГ стало слишком рискованно, унизительно и... накладно: любой "мундир" мог потребовать (и требовал) в обмен на свободу продвижения в направлении России деньги или ценные веши. И никого из них не интересовало, что творится на душе у мирного зоотехника Абдула, мечтающего только об одном - спасти свою мать жену и детей от надвигающейся страшной опасности, худо-бедно, сегодня все они вмести.
    На молдавской земле, в чужой для них кишиневской квартире семья Чермуевых живет неизвестностью, стараясь при детях не говорить о том, что их родной дом разрушен и что они вообще не знают, когда смогут вернуться на свою землю. Братья изо всех сил пытаются и никак не могут успокоить свою перепуганную мать,  постоянно вопрошающую о том, что же теперь будет с могилой их отца? Но больше всего её волнует здоровье беременной Камиллы и судьба еще не родившегося внука. Мужчины ей обещают, что все будет хорошо.
- Я не хочу, - устало - взволнованно говорит Алан Чермуев, никого оправдывать и тем более обвинять, будь то политические и военные лидеры России или Чеченской республики, настолько сложна и непредсказуема сейчас ситуация. Но я знаю точно, что моя престарелая мать, брат с женой и их дети - все мы хотим жить на своей земле, в своем доме, делая свое дело. В чем виноваты мы, мирные люди, не причинившие никому вреда? Кому-то, видимо, выгодно, чтобы всех без исключения чеченцев объявили бандитами, террористами, ваххабитами и прочей нечистью, с которой нужно вести непримиримую войну. Это же ерунда, провокация, которая ни к чему хорошему не приведет. Да, я - верующий, но не фанатик, способный на преступления. И еще я пацифист, и знаю, что таких людей в Ичкерии очень много. Но мы хотим, чтобы нас уважали, с нами считались. Как же можно всех под одну гребенку ставить? Поистине не зря в народе говорят: там, где нет мудрой государственной политики, там процветают разбой, казнокрадство и бедность.
Каюсь, что первая мысль, которая тоже пришла мне на ум, когда я впервые услышала о наплыве беженцев в Молдову, так это то, что наши граждане, мол, сами еле-еле сводят концы с концами, неспособные прокормить своих детей, а тут еще сразу столько голодных ртов со стороны. Но, несмотря ни на что, мы все же двигаемся, идем, бежим, уезжаем. Сотни. Тысячи. И это при общей численности населения страны всего-то в четыре с хвостиком миллиона! Преимущественно - в Турцию, Грецию, Италию и другие очень замечательно-демократические страны, где так ждут дешевых и бесправных молдавских граждан, готовых на любую работу. Теперь вот еще и чеченцы, которых по неофициальным данным вовсе не 100, а более 10-ти тысяч.
    Ей-Богу, создается такое впечатление, что кто-то где-то на неведомых и уж слишком мудреных политических дорожках договорился произвести эдакую ракировочку с человеческими фигурками на борту. Вот уравненьеце! Только не понятно, со сколькими неизвестными. Наверняка, больше трех, И это уже не арифметика беды и даже не алгебра с геометрией. Это наша с вами и с ними жизнь? Жизнь людей, населяющих одну, общую для всех планету, под названием Земля...

 
 
 
 
 
 

Увидеть все, как есть...
Наташа Чиботарь
14 лет, г. Бельць

    Известно, что не может быть двух одинаковых людей, и каждый человек -личность. Рассматривая друг друга, мы, естественно, замечаем эти различия. Один светловолосый, а у другого волосы каштанового цвета, у одного глаза черные, а у другого - серые, у одного нос прямой, а у другого - курносый. Видимых и невидимых различий множество. Но это не имеет никакого значения, когда речь идет о правах человека, независимо от цвета его кожи или языка, на котором он говорит.
    Мы равны в своих правах. Знать права человека - это уважение не только своего собственного Я, но и других людей. Мы все должны знать, что никто не вправе подвергать пыткам, арестовывать, наказывать, лишать свободы человека незаконно. Быть доcтойным своей семьи, своей культуры, своего языка - явление нормальное.  Но очень часто национальное достоинство сопровождается национализмом. Такое достоинство подобно раку, который незаметно уничтожает человека, даже если этот национализм прикрывается такими внешними атрибутами, как вежливость. Иногда люди скрывают отрицательное отношение, презрение к людям иной национальности, но это не всегда у них получается, а, обнаруживаясь, причиняет много боли и зла. Иногда национальная гордость переходит в жестокость. Последние годы полны множеством войн именно по этой причине. Однако, чтобы увидеть отвратительную сторону национальной гордости, необязательно наблюдать кровопролитие. Разве не отвратительную жестокость мы иногда можем наблюдать в школе, на улице. Некоторые ребята смеются над другими, потому что те говорят на их языке с акцентом, потому что те, по мнению этих ребят, хуже их. В школах очень часто можно увидеть, когда один парень говорит другому: "Я лучше тебя!". Мне кажется, что нет ничего плохого в гордости за свой народ, язык, культуру. Уродливая сторона национального достоинства раскрывается тогда, когда народ одной национальности смотрит на народ другой национальности свысока. Хвастаться принадлежностью к определенной национальности и расе отвратительно! Многие молодые ребята перенимают идеи о национальном достоинстве от своих родителей. Иногда детям говорят, что их национальность лучшая, а люди другой национальности не такие, как они, и находятся на более низкой ступени. Иногда дети сами замечают, что их родители не контактируют с людьми другой национальности. А это сильно влияет на сознание ребенка. Хотя мнения детей и родителей, к примеру, об одежде, музыке и пр. совпадают, большая часть молодежи разделяет мнения матерей и отцов и по национальному вопросу. (...)
    Дети из семей национальных меньшинств страдают от недостатка уважения к ним большинства.
Своеобразную роль может сыграть и собст-венный опыт в формировании нежелательных взглядов. После неприятных столкновений с человеком другой национальности кто-то может прийти к выводу, что все мерзавцы принадлежат именно к этому народу. А как себя ведем мы, когда ставим свою нацио-нальность или расу выше других? Возможность разделения человечества на строго ограниченные расы сомнительна. Собственно расы различаются по тому, что у одних кожа такого цвета, а у других - такого, одни говорят на этом языке, другие - на том. Даже если ученые и обнаружат какие-то различия между расами, то надо ометить, что термин "чистая раса"  - это не более, чем выдумка. "Чистых" рас не существует, сегодня все расы в немалой степени смешаны. Но, как бы там ни было, у всех у нас одинаковая кровь. Если не принимать во внимание цвет волос или кожи, язык, то существует единственная раса - ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ. Все народы равны. Если люди моей национальности гордятся своей культурой, то то же самое можно сказать о людях другой национальности. (...)
    Каждый видит все так, как он пожелает, а если бы мир снял розовые очки, мы бы увидели все так, как есть на самом деле.

 
 
 
 
 

Выдержки из эссе

    Мы, школьники и студенты, - будущее страны, в которой живем. В том, какой будет жизнь в нашей стране завтра, многое зависит от нас. Молодежь  любой страны - это ее внутренний источник развития. Главным условием нашего благополучного будущего является искоренение расовых предрассудков.
    Сейчас огромное количество жителей Молдовы существуют в тяжелых условиях. Многие семьи испытывают чувство страха и неуверенности в завтрашнем дне, поэтому вынуждены покидать Молдову. Живущие в нищете, испытывающие постоянные лишения и голод, они несут бремя дополнительной дискриминации. Состояние нищеты делает многих людей жестокими. Очень часто такая озлобленность выражается в нападках на людей других национальностей, живущих в Молдове, которых пытаются представить виновными в различных бедах нашей страны.
    Люди должны найти общий язык, к которому  так долго стремилась наша история. Это язык мирного существования на земле, взаимопонимания и сотрудничества.  Мы должны создать истинные духовные ценности для того, чтобы смогли воспитывать  в будущем своих детей честными и достойными людьми. Мне 13 лет. Моих сверстников занимают другие проблемы. Нам не хочется думать о плохом, мы верим только в хорошее. Но иногда я беру в руки свой талисман - это обыкновенная кожаная папка моего дедушки, которого давно уже нет в живых, в ней застряли несколько осколков от гранаты, потому что именно этой папкой заслонил меня папа. Мне кажется, что нужно постараться уже сейчас что-то изменить в своем окружении, среди своих друзей. Иначе потом мы можем оказаться на более страшных руинах, чем те, которые остались после большого государства, в котором я родилась.
Александра Вовк,
13 лет, г.Кишинэу

    Как бы ни отличались люди по цвету кожи, волос, глаз - все они одинаково прекрасны. Всем людям на нашей Земле одинаково принадлежат и воздух, и вода, и весь мир. Не должно быть разницы в том, что кто-то черный, а кто-то белый. Ни цвет кожи, ни цвет волос не помешают нам, молодежи Молдовы, дружить с разными народами на нашей чудесной Земле. Мы против расизма!
Софья Богомолова,
11 лет, г.Кишинэу

    Если честно, расисты вызывают у меня чувство жалости. Вместо того, чтобы жить мирно и счастливо, они тратят неимоверные усилия на то, чтобы людям с черной кожей жилось как можно хуже. Расисты полны яда, который отравляет их сердца. Они несчастливы, часто подвержены депрессии, у них нет друзей.
    Расисты - невежественные люди, слабые, закомплексованные. Чтобы утвердиться в собственных глазах, они портят жизнь людям, которые совершили единственное "преступление"- родились с черным цветом кожи. Абсурд!
Сколько бы ни доказывали ученые всего мира, что мы все равны, никто не хуже и не лучше, упрямые люди с укоренившимися предрассудками утверждают обратное.
    Необходимо искоренить расовую дискриминацию, уничтожить ненависть и презрение! Пусть расисты почувствуют свою беспомощность перед огромной силой нашей любви ко всем людям без исключения.
Анна Лукова,
18 лет, г. Кишинэу

    Поистине расизм выступил своеобразной смесью: нетерпимости, неприязни, зла, тщеславия, безграмотности, аморальности. Историческая практика подтверждает: где расизм, там нет места правам и свободам человека.
    Огромным горем для всего человечества явилось зарождение расизма: фашизм, который принес Вторую Мировую Войну (50 000 000 погибших, испепеленные земли) - это только часть фактов, которые говорят за себя.
    10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию о вступлении в силу Всеобщей Декларации Прав Человека. Хотя данный документ носил декларативный характер, однако удар по паразитическому распространению расизма был весьма существенным:
"Все люди рождаются равными и свободными в своих достоинствах и правах, они наделены разумом и совестью и поэтому должны поступать в отношении друг друга в духе братства". (Статья 1).
"Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей декларацией без какого бы то ни было различия, как то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии". (Статья 2).
    В любом обществе складываются определенные правила поведения. Разумный человек знает грань, установленную в этом обществе, за которой содеянный поступок становится аморальным. Расовая дискриминация находится за этой чертой аморальности, это преступление против Человечества. Мы должны принять все меры к тому, чтобы у каждого человека "эта грань" была четкой и на высоком уровне: нравственном и интеллектуальном.
Владимир Страдник,
22 года, г. Бендеры

Hosted by uCoz